
Когда говорят про комплектующие для котлов с кипящим слоем, многие сразу думают о дорогих европейских брендах, но на деле китайские производители вроде Шэнчэнь уже лет пять как догнали их по качеству колпаков. Правда, воздуховоды до сих пор бывают с браком — то сварка подведёт, то толщину металла сэкономят.
В 2019 году мы ставили колпаки от Шэнчэнь на котел в Красноярске — тогда ещё сомневались, выдержат ли термоциклирование. Оказалось, что их колпаки для кипящего слоя сделаны с запасом по толщине, но при монтаже нужно строго следить за зазорами. Если спешить, потом появляются свищи.
Как-то раз на ТЭЦ под Новосибирском пришлось экстренно менять партию колпаков — поставщик (не Шэнчэнь) сэкономил на легирующих добавках. После трёх месяцев работы половина изделий потрескалась в зоне максимального температурного градиента. С тех пор всегда требую протоколы химического состава.
У Шэнчэнь с этим строго — они используют хромистую сталь 20X23H18, плюс делают лазерную резку вместо плазменной. Это снижает напряжение в кромках, хоть и дороже на 15-20%.
С воздуховодами история отдельная. Их часто недорабатывают в узлах крепления — вибрация постепенно разбалтывает фланцы. Мы как-то ставили систему на заводе в Челябинске, так там за год три раза подтягивали болты, пока не добавили компенсаторы.
Шэнчэнь сейчас предлагает воздуховоды производитель с армированными рёбрами жёсткости, но нужно чётко указывать рабочие давления. Они как-то отгрузили партию без учёта пульсаций — пришлось переделывать на месте.
Хорошо, что у них есть тестовый стенд для проверки на вибронагрузки. После того случая они начали предлагать опциональную установку демпферов — умно, конечно, но ещё бы в базовую комплектацию включали.
При монтаже колпаков часто забывают про тепловое расширение. В прошлом году на объекте в Кемерово пришлось резать на месте каждую третью деталь — проектировщики не учли, что при нагреве до 850°C конструкция ?поползёт?.
Шэнчэнь сейчас поставляет колпаки с компенсационными пазами, но их монтажники иногда пытаются экономить на уплотнителях. Приходится стоять над душой — один раз видел, как кварцевый песок забивал каналы из-за кривой установки.
Кстати, их техдокументация стала значительно лучше — в 2022 году переработали схемы сборки, теперь даже новички реже ошибаются. Но всё равно лучше отправлять своих специалистов на их завод — в Нанкине они проводят трёхдневные workshops по монтажу.
С материалами у Шэнчэнь интересный подход — они экспериментируют с напылением карбида вольфрама на кромки колпаков. В лабораторных испытаниях срок службы увеличился на 40%, но в полевых условиях пока нет статистики.
Для агрессивных сред они предлагают вариант с добавлением молибдена — дорого, но для установок с высоким содержанием серы в топливе единственный вариант. Проверяли на медном заводе в Норильске — за два года только 5% колпаков потребовали замены.
Их комплектующие для котлов сейчас почти не уступают немецким, но нужно внимательно смотреть сертификаты — как-то попались листы с отклонением по содержанию никеля. Правда, быстро заменили без споров.
С доставкой бывают задержки — в прошлом квартале ждали партию воздуховодов 68 дней вместо обещанных 45. Оказалось, проблемы с логистикой из-за санкций, но Шэнчэнь оперативно перевели груз через Казахстан — сработали чётко.
Техподдержка у них работает по-разному — днём отвечают быстро, но в ночную смену могут и пропустить сообщение. Зато инженеры приезжают на запуск объектов — в Уфе их специалист неделю жил на котельной, пока не отладили все режимы.
Сейчас они развивают склад в Новосибирске — это упрощает срочные поставки. В ноябре смогли за 10 дней привезти замену для аварийного колпака, хотя обычно срок 3-4 недели.
Говорят, Шэнчэнь разрабатывает колпаки с керамическими вставками — видел прототипы на выставке в Шанхае. Интересное решение, но пока дорогое — на 70% выше стандартных.
Для воздуховодов тестируют композитные материалы — это может решить проблему с коррозией в зоне конденсата. Но пока образцы выдерживают только до 300°C, для кипящего слоя маловато.
В целом по их сайту jsscyjsb.ru видно, что вкладываются в R&D — каждый год появляется 2-3 новых модификации. Жаль только, что документация иногда отстаёт от фактических характеристик изделий.